вместо инсайта АНАТОЛИЙ ЭФРОС «О БЛАГОРОДСТВЕ»
…Знаете, есть такое презрительное западное выражение – «нувориши». Богачи, которые неизвестно на чём разбогатели. Очень много художников-нуворишей. Чехов был интеллигентом в первом поколении. И он по капле из себя выдавливал раба. Чего он этим достиг? Он стал аристократом. В искусстве нельзя быть аристократом. Аристократ – это вовсе не тот, кто интересуется кончиками своих ногтей.
Это – Дух. Допустим, что-то исчезло, ушло, но дух должен существовать! Ещё сегодня родилось такое ужасное слово - «жлобство». Я размышлял по этому поводу и подумал: вот мы дети, мы бегаем по улице, мы слышим мат, мы к нему привыкаем, мы в школе плохо учимся, мы спешим на футбол, а потом – глядь становимся режиссёрами или актёрами. А мы - те же дворовые мальчишки. Поставить Чехова или Шекспира сегодня трудно, потому что интонации идут просто уличные…Вот МХАТ – это нечто другое. Степанова, например,- нет, она не с улицы. Она всё время говорит что-то про Станиславскоо, никто уже ее не слушает, но она часто говорит дело. Вдруг вскользь скажет : «А Станиславский считал, что водевиль нужно играть как трагедию». Я всё это знаю, тысячу раз слышал, но это - дело. Она пожилая женщина, но как она носит платье, какая у нее фигура! Днём у нее репетиция, вечером - спектакль, а она всегда в форме, никаких капризов. Нет, что-то есть в этом театре...вот у нас на Малой Бронной не витает дух Станиславского, хотя у нас очень хороший театр. Или в театре на Таганке – тоже не витает, хотя это замечательный театр. Всюду нувориши, а во МХАТе родословная есть. Это вещь серьёзная. Мне кажется, мы слишком опростились. М слишком опростили искусство, мы слишком опростили собственную жизнь, мы потеряли форму. Почему трудно поставить Чехова, почему трудно произнести монолог Треплева? Сейчас скажу… Когда-то во МХАТе шёл спектакль «На дне», и Луку играл Москвин. И этот Лука верил в «праведную землю». А потом играл Грибов, и он в «праведную землю» уже не очень верил. И вокруг него всё стало чуть проще. Старый МХАТ жизнь высветлял, искал свет. Они были поэтами, хотя при этом были были реалистами! А мы систему выучили, но забыли про свет. Система без поэзии - ничто. Поэтому сейчас так важна личность Станиславского. Говорят, когда он входил в комнату, люди бывали потрясены его красотой. А когда он начинал говорить, он говорил так просто! Чем человек больше, тем он разговаривает проще, тем шире смотрит на мир. Станиславский мог признавать Крэга и мог любить Мейерхольда. Станиславский - это свет, это высота, это религия. Сейчас в театре не хватает простодушия, не хватает той наивности, которая была в этом огромном гении. Есть высокие идеалы - вот что я хочу сказать. Мы не сопоставляем себя с высотой, а, наверное, это надо делать.
Они были очень высоки духовно - Станиславский, Тургенев, Хемингуэй, Чехов...теперь в театре этого не хватает.
Читайте лучшие цитаты здесь: #сitates@protheatre
Все о жизни Современного Театра
#театр #эфрос